m61: (Default)
[personal profile] m61
Когда-то, давным-давно :), сама мысль о том, что во Вселенной могут быть такие замечательные объекты, как черные дыры, смущала и будоражила воображение. Чуть погодя, почти столь же поразительной казалась гипотеза о существовании в центрах галактик сверхмассивных черных дыр (ответственных, в частности, за феномен квазаров).

Что ж, времена меняются. Как сейчас считается, центральная черная дыра является почти непременной "принадлежностью" всякой уважающей себя :) галактики (включая, конечно, и нашу). И как раз отсутствие такого "украшения" называется в числе отличительных особенностей и без того прекрасной галактики на снимке. :)



Максимальное качество (~600 кб).

(no subject)

Date: 2006-09-17 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] zvantsev.livejournal.com
Из вредности бывшего физика-теоретика не могу не заметить, что сам факт существования черных дыр оч-чень сомнителен. И последние выступления С. Хокинга подтверждают очевидный факт: время образования черной дыры - бесконечность, т. е. их и вовсе нет. А красивые (нет, правда, очень красивые) картинки можно интерпретировать в зависимости от собственной испорченности.

Вообще-то, среди астрономов и астрофизиков принято верить (именно верить) в черные дыры. Физики-квантисты верят в кварк-глюонное взаимодействие...
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2006-09-18 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] zvantsev.livejournal.com
В ОТО? По обязанности, без восторга. Вот когда смогут поставить эксперимент по гравитационному взаимодействию элементарных частиц... Да замерить скорость его распространения...

(no subject)

Date: 2006-09-28 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Вообще-то нет, время образования черной дыры очень даже конечно. :) Вот до внешнего наблюдателя информация об этом действительно будет идти бесконечно долго - впрочем, "почти-черную дыру" он тоже увидит, и довольно быстро.

А последние выступления Хокинга - это отдельная песня. Он либо перешел на более высокий уровень сознания, либо - увы, совсем наоборот. Потому что логические скачки у него стали уж больно велики (ландавшицкое "легко видеть" и близко не лежало), и чем их заполнить - совсем непонятно.

(no subject)

Date: 2006-09-29 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] zvantsev.livejournal.com
Собственно, Хокинга я упомянул как недавнего самого ярого и яркого адепта этих самых дыр. А дыр-то и вовсе нет.

(no subject)

Date: 2006-09-29 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Почему "недавнего"? :) От черных дыр он вроде пока не отказывался, его "решение" так называемого "информационного парадокса" - всё-таки, немного из другой области.

"Решение" в кавычках, потому что после того доклада в Дублине в 2004 до сих пор никакой подробной внятной статьи не вышло, насколько мне известно. А доклад и представлят собой одно сплошное "легко видеть" - если интересно, могу его выслать.

Так что, всё-таки, она вертится черные дыры есть. :)

(no subject)

Date: 2006-09-29 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] zvantsev.livejournal.com
Сингулярностей не бывает... Да, кстати, может быть, Вы даже знаете, почему светятся звезды? Поделились бы. (Только, пожалуйста, не надо про термоядерные циклы а-ля Бете: не проходит.)

(no subject)

Date: 2006-09-29 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
C сингулярностями вопрос пока тёмный, согласен. Но "черная дыра" и "сингулярность" - отнюдь не синонимы. Непременным аттрибутом черной дыры является горизонт событий (и, следовательно, возникновение Т-области), а вот в сингулярности никакой потребности и вовсе нет. Наоборот, от нее стараются всеми силами избавиться - ибо она порядком мешает и досаждает. :)

А что не так с термоядерными циклами? :)

(no subject)

Date: 2006-09-29 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] zvantsev.livejournal.com
Ну! Что это за дыра без сингулярности! Это так, попытка спасти любимую игрушку.

А с циклами всё в порядке, только звезды горят по другой причине. Хоть удавись, но при превращении водорода в гелий вылетят два нейтрино. Так вот - нету их, нейтрин. Вернее, есть, но на порядки меньше и не тех энергий. Мне довелось слегка поучаствовать в мертворожденном проекте ДЮМАНД (детектирование нейтрин в больших объемах воды), и в байкальском варианте, и в океанском. Так что говорю вполне осмысленно. И что занятно: меня учили - рассказывали про цикл Бете, и что по нейтринам не сходится. Прошло 26 лет, дочку учили - цикл Бете, не сходится. Если доживу (еще лет 12-15), то увижу, как внуку будут рассказывать, какой чудесный этот самый цикл и как он не сходится.

А почему горят звезды - науке неизвестно. Она еще до этого не дошла. Может, там в середке ма-ахонькая дыра? Без сингулярности...

(no subject)

Date: 2006-09-29 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Э-э-э, нет, сингулярность - это бяка, это свидетельство нашего научного бессилия, указание на границу применимости наших теорий. А черная дыра - это черная дыра, она и без сингулярности себя хорошо чувствует и вовсе в ней не нуждается. :)

Что же до циклов, то или Вы говорите про что-то другое, или - эта проблема давно уже (ну, относительно давно :)) и успешно решена. Ключевые слова - масса покоя нейтрино, нейтринные осцилляции, эксперимент Супер-Камиоканд. :)

(no subject)

Date: 2006-09-29 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] zvantsev.livejournal.com
Знаю я это, прекрасный сэр, как не знать. И не убедительно. И масса покоя с погрешностью больше величины. И эксперимент сомнительный. А про осцилляции вообще... Такие штуки, как изменение спиральности или e-мю-тау переходы надо регистировать не в астрофизических экспериментах, а в микрофизических. Иначе получится двойное натягивание: чтоб объяснить подозрительное явление придумывается сомнительный эффект. Впрочем, радует, что я - не один такой скептик. И проблему считают закрытой только просветленные энтузиасты от астрофизики.

(пожав плечами)

Date: 2006-09-30 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Ну, нейтринные осцилляции - это не финт ушами, это прямое следствие существование массы покоя нейтрино, что было показано Понтекорво еще в 57. Супер-Камиоканд - не астрофизический эксперимент (в которых пока можно получить лишь ограничение сверху), это точно такой же черенковский детектор, как и ДЮМАНД. Размах у Супер-Камиоканда поменьше, разумеется, но, важное преимущество, - он таки был построен, введен в строй и получил результат.

Быть же спептиком - дело полезное, конечно. Однако при этом нелишним было бы вместо отвергаемой (но, тем не менее, работающей) теории предложить свою - тоже работающую, только лучше. Ну, по крайней мере, так кажется нам, просветленным энтузиастам от астрофизики. :)

Черная же дыра в центре Солнца на роль источника энергии не тянет никак, увы. Хотя кое-какие интересные эффекты в центре Солнца (связанные, например, с накоплением там частиц темной материи) существовать таки могут, ага. Но достоверность их - пока сильно ниже даже этих пресловутых нейтринных осцилляций. ;)

Re: (пожав плечами)

Date: 2006-09-30 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] zvantsev.livejournal.com
Виноват, коммент ушел недописанным, я его удалил.

Я что? Я ничего. Я, правда, защитил в свое время кандидацию по физике высоких энергий, по теории. Но когда это было! (Последний раз всерьез работал в этой сфере году этак в 97-м, в ИТЭФе на полставки.) По пунктам.

Масса покоя нейтрино обязана существовать, это я допер самолично еще в очень нежном возрасте. Спросил шефа: а вот мы пишем внизу у «ню» крючочек – «е» или «мю» («тау» тогда еще не было), а где это написано на самой нейтрине? В четырехкомпонентной теории-то они обе одинаковы. А ты, говорит, как думаешь? А масса покоя, говорю, у них есть, причем разная. Правильно, говорит, думай дальше… Так что убеждать меня в этом не надо. Но! Я специально слежу: ни одного убедительного эксперимента по определению этой массы. Поэтому ссылаться на такие штуки – громоздить тарелки, потом все разом и грохнутся.

Про черенковские детекторы. Пришлось повозиться с ними, причем прямо-таки на палубе. Шары такие толстые стеклянные, метр в диаметре, тяжеленные, таскать в качку. Да еще разъяснять начальнику отряда, их владельцу, что такое калий-сорок и зачем. И вынес я ощущение, что в таких опытах чего захочешь, то и намеришь. После байкальской серии в ИТЭФе это ощущение усилилось.

Предлагать гипотезы, как и отвергать – это дело специалистов. Я, знаете, не Бете. И не претендую. Только и исключительно высказал свое приватное мнение. Если Вы вдруг спросите, то могу сказать, что термояд звезд – вторичен. А что там первично – неведомо. Теория же работает или не работает (в таких предельных областях) часто по желанию теоретизирующего.

Про темную материю вообще молчу. Хотя и да, что-то должно быть.

Re: (пожав плечами)

Date: 2006-10-23 01:31 am (UTC)
From: [identity profile] firtree.livejournal.com
Этак можно и массу фотона предсказать, спросив, чем он от глюона отличается...

(no subject)

Date: 2006-09-18 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] little-mak.livejournal.com
Когда же мы туда полетим?..
Правда, на PC уже летаем - есть такие игры, "Космические рейнджеры" и "Звездные волки". С красивыми-красивыми картинками..

(no subject)

Date: 2006-09-18 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] potan.livejournal.com
А как определили, что там нет черной дыры?

ёпрст

Date: 2006-09-18 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] fireton.livejournal.com
Вселенная такая огромная, а мы еще нигде не были... Столько звезд, наверное куча планет... Эх...
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2006-09-29 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
*польщенно промолчал* ;))

(no subject)

Date: 2006-10-03 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] whitemoustache.livejournal.com
Про комету/астероид.
Это все-таки правда? Нас накроет?

(no subject)

Date: 2006-10-03 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Нет, не успеет - первым взорвется Солнце. ;)

З.Ы. Впрочем, опередить есть шанс и у сириусян. ;))

(no subject)

Date: 2007-04-30 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] beetlegoise.livejournal.com
На вот, съешь Nuts и напряги мозги:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BD

Даже Шелдон Глэшоу, Нобелевский лауреат по физике и убеждённый противник теории струн в 1980-е гг., признался в интервью в 1997 г., что «когда струнные теоретики говорят о чёрных дырах, речь идёт едва ли не о наблюдаемых явлениях, и это впечатляет».

(no subject)

Date: 2007-04-30 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
(усмехнувшись) Да уж, некоторым действительно лучше жевать, чем говорить.

(no subject)

Date: 2007-04-30 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] beetlegoise.livejournal.com
Все тупые кроме тебя? :)

(no subject)

Date: 2007-04-30 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
(ласково) Ты стрелки-то не переводи. :) Тупой тут только ты один пока. :)

(no subject)

Date: 2008-01-23 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] volnii-veter.livejournal.com
) я согласна составить компанию таким тупым% был как то в 81 году наверное один вечер по радио передача юнный астроном шла и рассказывали про черные дыры а я впервые сама себе чай готовила помешивая и глядя в чашку где была заварка сахар и незакипевшая вода от чего много пены я придумала теорию образования черных дыр тут же села на листике написала и послана на передачу%) и мне в ответ пришла бандероль с книгами))) предлагали прочитать но именно тогда я увлеклась театром %) так и не стала я ученой но какое воспоминание ....))) а недавно смотрю новости и вот как я понимаю автор теории от нее отказался и автор то%% заставляет задуматься))))
Page generated Jan. 12th, 2026 12:48 am
Powered by Dreamwidth Studios