m61: (Default)
[personal profile] m61
Какую интересную новость я, оказывается, пропустил. Радиотелескопом в Парксе (Австралия) был обнаружен сигнал, который очень похож на искусственный сигнал внеземного происхождения. Собственно, сигнал этот, названный BLС1, обладает следующими свойствами:

1. Он детектируется только при направлении телескопа на Проксиму Центавра (ближайшую к нам звезду, которая, к тому же, обладает двумя планетами в "зоне жизни").

2.  Сигнал очень узкополосный - в то время, как сигналы от звезд и других астрофизических источников занимают гораздо более широкий диапазон.

3. Частота сигнала дрейфует с пятичасовым периодом - очень похоже на эффект Допплера от объекта, который не стоит на земной поверхности, а перемещается в пространстве (обращается вокруг чего-то?).

4. Сигнал длится весьма продолжительное время - в отличии от сигналов от самолетов или спутников, например.

И, несмотря на эти поразительные свойства, вредные ученые все равно считают все это недостаточно убедительным! Было проведено исследование, в ходе которого в диапазоне работы приемника радиотелескопа в Парксе был найдены сигналы, похожие на BLС1 - но которые принимались не только в направлении на Проксиму Центавра. Так что, возможно, это сигналы (включая BCL1) хоть и искусственные - но, все-таки, нашего земного происхождения.

И, хотя мне страшно хочется, чтобы мы наконец нашли внеземной разум - такой подход, "презумпция естественности" представляется мне единственно верным. А то была, например, забавная история со знаменитым микроквазаром SS 433. Незадолго до его открытия был выдвинут следующий критерий искусственности: никакой источник естественного происхождения не может одновременно обладать фиолетовым (т.е. приближаться к нам) и красным (т.е. удаляться от нас) допплеровским смещением. И если мы такой объект нашли - то это дело рук little green men,  стопудово.

Но увы, как оказалось - на такое способна и мать-природа тоже. И это, на самом деле, замечательно.

a-mysterious-signal-lo

(no subject)

Date: 2021-11-24 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Животные (https://www.livejournal.com/category/zhivotnye?utm_source=frank_comment), Космос (https://www.livejournal.com/category/kosmos?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

(no subject)

Date: 2021-11-24 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Да, они там в космосе порядочные животные...

(no subject)

Date: 2021-11-24 08:03 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2021-11-24 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] taurus-ek.livejournal.com
это как семигранная гайка

(no subject)

Date: 2021-11-24 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] bam-77.livejournal.com
5 часов - не маловато для вращения искусственного объекта?

(no subject)

Date: 2021-11-24 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Как раз у искусственного - он может быть практически каким угодно. Но этот счет у Маковецкого в его замечательной книжке "Смотри в корень!" есть хорошая задачка: http://n-t.ru/ri/mk/sk023.htm
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2021-11-26 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Не совсем понял утверждения. Низкая орбита вокруг звезды - или вокруг планеты? Вокруг планеты если - то она и не особо даже низкая получается, Гагарин вон меньше двух часов летал.

(no subject)

Date: 2021-11-24 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] benjamin-vn.livejournal.com
В радио диапазоне вообще нужно быть очень осторожным. Постоянно что-то вылазит. То микроволновка, то еще что-то :)

(no subject)

Date: 2021-11-25 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] lemming-drover.livejournal.com
Какова угловая погрешность направления на источник?

(no subject)

Date: 2021-11-26 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Диаметр диаграммы направленности у телескопа - примерно четверть градуса, половина Луны.

(no subject)

Date: 2021-11-27 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] lemming-drover.livejournal.com
Так я и думал. Стало быть, нет никакой уверенности в том, что сигналы идут с Проксимы.

(no subject)

Date: 2021-11-25 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] plakhov.livejournal.com
Я немного в это погружен, т.к. общаюсь с Breakthrough Listen и мой стажер участвовал в https://www.kaggle.com/c/seti-breakthrough-listen.

Меня совсем не удивляет то, что даже очень уверенного кандидата в искусственные сигналы недостаточно -- спектр радиочастот огромен, умножить его на сотни близлежащих звёзд и на часы наблюдений, получаются миллиарды фреймов. Если вспомнить о всех радиоактивностях человечества и возможных инструментальных наводках, ясно, что в этих миллиардах будет очень много самых разных артефактов и случайностей. Когда глазами отсматриваешь огромную "серую зону", где "о, сигнал - а, нет, не сигнал", это как-то интуитивно гораздо понятней становится.

А вот что меня страшно удивило, это то, что чисто инструментально задача поиска кандидатов до сих пор и близко не решена. В 2021 MLщики соревнуются просто искать узкочастотные сигналы и даже это нетривиально!

(no subject)

Date: 2021-11-26 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Здорово, интересным делом занимаетесь. :)

(no subject)

Date: 2021-11-25 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] plakhov.livejournal.com
Только сигнал BLC1 (breakthrough listen candidate 1), а не BCL1 - по неправильному описанию в интернете ничего не найдется

(no subject)

Date: 2021-11-26 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Спасибо, поправил.

(no subject)

Date: 2021-11-25 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] twincat.livejournal.com
Я не ошибаюсь, это ведь именно австралийцы ловили сигнал от микроволновки на своей кухне? ))

(no subject)

Date: 2021-11-25 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] simsun.livejournal.com
и даже это произошло от неправильной эксплуатации — открывали дверцу в место ожидания таймера, соотв вот эти вот "красивые" затухающие и получили, да ещё думаю в процессе открытия дверца работала как рефлектор отражая затухающий сигнал под разным углом
Edited Date: 2021-11-25 05:25 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2021-11-25 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] twincat.livejournal.com
Вот. Таймер надо ожидать. RTFM и вообще - поспешишь, людей насмешишь. Голодная страна, не могли таймера дождаться, осень кусать хосется.
Извините ))

(no subject)

Date: 2021-11-27 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alexartukov.livejournal.com
Чорт, экая я деревщина, ушёл читать про SS-433.

(no subject)

Date: 2021-11-28 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] alexartukov.livejournal.com
По-своему интересно читать научпоп сорокалетней давности https://www.csmonitor.com/layout/set/amphtml/1981/0930/093022.html

(no subject)

Date: 2021-11-28 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Да, действительно любопытная заметка.
Page generated Jan. 12th, 2026 07:23 am
Powered by Dreamwidth Studios