m61: (Default)
[personal profile] m61
На этот раз мне хотелось бы обойтись без научных рассуждений. Ведь что такое Луна – каждый и сам прекрасно знает. А приводить некие технические подробности (массу, расстояние от Земли и т.д.)… Зачем? Ведь ценим мы ее совсем даже не за это. :) Так что позвольте мне просто показать ее портреты в разных "нарядах". На первом снимке можно увидеть то самое великолепное лунное затмение в ночь с четвертого на пятое мая, свидетелями которого, я думаю, были многие из нас. На втором – наоборот, солнечное затмение 2001 года (обратите внимание, кстати – несмотря на то, что Луна обращена к нам теневой стороной, мы все же можем видеть детали ее поверхности). Следом я поместил ссылку на занимательный ролик, наглядно показывающий изменение фаз Луны в течение месяца. И, наконец, на последней фотографии можно полюбоваться на вид земного неба в том случае, если Луна была бы не одинока.



Лунное затмение



Солнечное затмение



Фазы Луны

Луна и ее сестры



Максимальное качество (предупреждение: размер > 180k!)

(no subject)

Date: 2004-05-06 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ignat.livejournal.com
Кстати, не объясните ли, почему луна в полной фазе затмения неоднородно окрашена: один бок более оранжевый, чем другой? Это прямо спать мне не даёт!

(no subject)

Date: 2004-05-07 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] skeptikos.livejournal.com
"Во время полной фазы Луна кажется медно-красной, особенно, когда подходит к центральной области тени. Такой её цвет обуславливается тем, что солнечные лучи, касательные к земной поверхности, пронизывая её атмосферу, рассеиваются и попадают в тень Земли сквозь толщу воздуха. Лучше всего это удаётся сделать красным и оранжевым лучам, а потому именно они и окрашивают диск Луны в багровый, кирпичный или медный цвета, в зависимости от состояния земной атмосферы."

Журнал "Вокруг света", №5 (2740) май 2002 г.


Проще говоря, при проходе через большее толстый слой атмосферы, коротковолновые солнечные лучи видимого спектра поглощаются. Именно поэтому и Луна окрашивается в красный цвет, именно поэтому заходящее и восходящее Солнце приобретает красный оттенок: его лучи по пути к наблюдателю проходят через атмосферу более длинный путь, чем в течение всего остального дня.


И солнечные, и лунные затмения всегда одиноково внушали людям священный трепет, естественно, когда они ещё не были достаточно грамотны и образованы, и когда у них не было Галилео Галилея, Николая Коперника и [livejournal.com profile] m61 :-). Понятно, что затмение Солнца - этого верховного бога всех богов - вселяло страх и считалось дурным предзнаменованием (самый распространённый и хрестоматийный пример - из "Слова о полку Игореве"), но не меньший страх внушало затмение Луны, когда ночное светило окрашивалось в кроваво-красный цвет, "обливалось кровью":


"В года расцвета Рима, в дни побед,
Пред тем, как властный Юлий пал, могилы
Стояли без жильцов, а мертвецы
На улицах невнятицу мололи.
В огне комет кровавилась роса,
На солнце пятна появились; месяц,
На чьём влияньи зиждет власть Нептун,
Был болен тьмой, как в светопреставленье.
Такую же толпу дурных примет,
Как бы бегуших впереди событья,
Пободно наспех высланным гонцам,
Земля и небо наши посылают,
В широты наши нашим землякам."

Шекспир, "Гамлет"


И хотя теперь, в нашем научном прагматическом мире, с подобных явлений сняты все мистические завесы, всё равно и то и другое остаётся по-прежнему прекрасным, как и всё, созидаемое природой, как всё, сопутсвующее ей и направляемой ей. Поэтому все естественные науки - это, прежде всего, науки о прекрасном. Спасибо, Звездочёт.

(no subject)

Date: 2004-05-07 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ignat.livejournal.com
О, спасибо за объяснения!

Т.к. в полной фазе затмения освещает луну светящаяся атмосфера Земли, то становится ясно, что с какой-то стороны земного контура светимость атмосферы будет больше.

Любопытно ещё, что когда Луна выходит на прямой солнечный свет, то её видимая окраска сменяется на контрастно жёлто-серую, хотя за минуту до этого она была оранжево-коричневой. Видимо, это из-за восприятия глазом контрастно освещённых поверхностей.

Хамишь, парниша?

Date: 2004-05-08 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Ох, и ехидный же ты человек, Алексей Сергеевич. ;)

(no subject)

Date: 2004-05-07 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Ну, почему Луна вообще окрашена в оранжевый цвет - это товарищ [livejournal.com profile] skeptikos все правильно написал (кстати, если смотреть с Луны на Землю во время затмения - то Земля будет окружена красным ореолом). Собственно, из этого следует и ответ на ваш вопрос. Во-первых, лучи проходят путь разной длины в атмосфере, и этот путь, естественно, постепенно меняется при движении Луны. Во-вторых, играют свою роль и неоднородности атмосферы (в первую очередь - облака). А вот, например, после извержения вулкана Pinatubo в 1991 году (и вообще после мощных извержений вулканов) некоторое время Луна во время затмений была практически не видна – из-за выброшенных в атмосферу пепла и пыли.

(no subject)

Date: 2004-05-08 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] ignat.livejournal.com
Спасибо за объяснение и фотографии!

(no subject)

Date: 2004-05-08 02:05 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Ну, я вижу, пока я до интернета добрался, да пока вверх по письмам шел, вы уже и сами все прекрасно объяснили. :) Заходите еще, постараюсь быть более оперативным. :))

(no subject)

Date: 2004-05-06 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] boooms.livejournal.com
Очень красивые у вас фотографии и коллажи(?). Спасибо. А есть у вас, например, вид неба над Сатурном? Интересно, наверное, было бы смоделировать.

(no subject)

Date: 2004-05-07 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Иногда - фотографии, иногда - коллажи, иногда - просто рисунки. :) Насчет вида неба над Сатурном не уверен (все-таки, даже если у него есть твердая поверхность - она находится очень глубоко в недрах планеты), а вот вид со спутников Сатурна, кажется, где-то был. :)
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2004-05-07 11:33 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Кстати, обратите внимание - на ролике Луна не только меняет фазы, но еще и слегка покачивается. ;)

(no subject)

Date: 2004-05-06 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] tanek52.livejournal.com
Какое же чудо и величие! И мы можем это видеть! И это всё над нами и вокруг нас. И мы тоже там летим! Просто невероятно. :))
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2004-05-07 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] skeptikos.livejournal.com
Для любителя очень нелохо!

(no subject)

Date: 2004-05-08 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
А что тут судить? По любым меркам - очень достойные фотографии. Поздравляю! :))
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2004-05-13 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Я думаю, да. По крайней мере, никакого другого внятного физического механизма я придумать не могу. Кстати, в пользу этого свидетельствуют и фотографии. Когда часть поверхности Луны уже (или еще) освещена Солнцем - остальная часть кажется почти совершенно темной (выдержка относительно не очень велика). А вот в полной фазе выдержку, не опасаясь пересвета, можно сделать больше - и тогда как раз и проявляется этот красноватый оттенок.
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2004-05-18 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Да, действительно, 8 июня Венера пройдет по диску Солнца. Событие это очень редкое (последний раз наблюдалось в 1882 году) и довольно любопытное (во время наблюдения такого прохождения Ломоносов открыл существование атмосферы у Венеры). А шансы увидеть это (при наличии хорошой погоды, есс-но) достаточно неплохие. В принципе, наблюдения возможны даже невооруженным глазом. Но использование фильтра - обязательно. ;)
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2004-05-18 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Начало примерно в 9.15, максимум - в 12.15, окончание - в 15.15 по московскому времени. Помимо поправок на часовой пояс есть еще и небольшая поправка на географическое месторасположение, но она невелика - в районе 20 минут. Но, разумеется, если Солнце в данном месте уже село, то... ;)

(no subject)

Date: 2004-05-07 07:42 am (UTC)
From: (Anonymous)
ОФФ - Звездочет, я тебе у Адели в ЖЖ ответил - если Скицины еще актальны

(no subject)

Date: 2004-05-08 01:17 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Ну, насчет актальности Скициных я не уверен ;), а вот заполучить их статьи было бы неплохо.

(no subject)

Date: 2004-05-07 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] lubastic.livejournal.com
Помните, в том же "Бегстве Земли" не возникало даже сомнений - спасать Луну или нет? Еще бы! Это не просто спутник... это уже нечто большее!

(no subject)

Date: 2004-05-08 01:31 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Точно. Руки прочь от Луны! ;) (а то по одному из планов ее вообще собираются на переработку пустить)

(no subject)

Date: 2004-05-08 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] lubastic.livejournal.com
Это что еще за план такой????
Можно попросить подробности?

(no subject)

Date: 2004-05-08 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Ну, на самом деле это пока проходит по разряду шутки - по крайней мере, этот план встретился мне в книге "Физики шутят". Смысл - такой же, как и в "Бегстве Земли", только в качестве рабочего тела как раз и собираются использовать бедняжку Луну. ;)

(no subject)

Date: 2004-05-07 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] m-mirrel.livejournal.com
Once in a blue moon." (http://rev.tamu.edu/weatherwhys/stories/Blue_Moon.txt)

(no subject)

Date: 2004-05-08 01:54 am (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Очень интересная ссылка, спасибо. Правда, если честно, то вторую часть я не совсем понял. Обычно "голубой Луной" называется второе полнолуние в течении одного месяца. Это случается раз в несколько лет.

(no subject)

Date: 2004-05-08 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] m-mirrel.livejournal.com
Синяя луна
Моя бабушка родом из маленького городка Алидо в штате Техас, "население" которого составляет всего около 100 человек, кур и собак. По выражению бабушки, праздник приходит в Алидо лишь "на синюю луну". Как часто бывает "синяя луна"? И вообще почему бы луне не быть синей [..]

Примечание редактора: Явление это настолько редкое, что вошло в английскую поговорку "Однажды при синей луне" -- нечто близкое, но не тождественное русской поговорке "Когда рак на горе свиснет".

Объяснение: "Синяя луна" обусловлена рассеянием света атмосферными аэрозолями, размер частиц которых [..]

Из "The flying circus of physics with answers" Jearl Walker ("Физический фейрверк" Джирл Уокер)

(no subject)

Date: 2004-05-08 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Нет, говоря "вторая часть" - я имел в виду переносные значения этого термина. Про основное переносное - "нечто очень редкое, но не совсем невозможное" и уж, тем более, про физическое - когда доминирующим становится не релеевское, а аэрозольное рассеяние я и сам прекрасно знаю. Впрочем, я тут немного поискал, и нарыл аж целых шесть значений этого словосочетания.

(no subject)

Date: 2004-05-08 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] m-mirrel.livejournal.com

Ага...

Насчет статей Скицыных :-)

Date: 2004-05-07 10:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-tervist.livejournal.com
Здравствуйте!
Нашел Ваше сообщение у Доктора Ливси:

> я тут забросил на Нуль-Т просьбу выслать мне статьи таинственных ;) братьев Скициных - но никто, увы, так и не откликнулся.

Ну, почему же... Я Вам написал, но Ваш почтовый ящик письмо не принял. Если еще надо, скажите, у меня эти статьи есть. :-)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Здравствуйте, Артем! Очень рад видеть Вас в своем журнале. :))

Статьи, конечно, хотелось бы иметь. :) Странно, что почтовый ящик выкинул такой выкрутас - раньше он не был к этому склонен. Если Вам не сложно, вышлите еще раз (если выкрутасы повторятся - я другой адрес дам).
From: [identity profile] ex-tervist.livejournal.com
Выслал по тому адресу, что указан в Вашем сообщении на НУЛЬ-Т. Надеюсь, в этот раз дойдет. :-)

(no subject)

Date: 2004-05-10 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] activate.livejournal.com
Здравствуйте, Звездочет! Случайно попал на Ваш жжурнал и зачитался... совсем счет времени потерял. Очень и очень занимательно пишите и иллюстрации достойны всяческих похвал! Спасибо Вам большое за такой чудесный материал. Буду Вашим постоянным читателем, можно? :) Крайнее затмение Луны тоже с удовольствием наблюдал до глубокой ночи, наделал кучу снимков... Вот один, сделанный, правда уже после затмения, но в ту же ночь. (Качество хромает - снимал через бинокль:)



Кстати, уже не первый год мечтаю купить телескоп для балконного пользования... Не знаю с какой стороны к этому вопросу подойти... Не могли бы Вы посоветовать что-то для необремененного астрономическими познаниями романтика? Я был бы Вам очень признателен!

Заранее спасибо!

(no subject)

Date: 2004-05-13 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
"Здравствуйте, Звездочет! Случайно попал на Ваш жжурнал и зачитался... совсем счет времени потерял. Очень и очень занимательно пишите и иллюстрации достойны всяческих похвал! Спасибо Вам большое за такой чудесный материал. Буду Вашим постоянным читателем, можно? :)"

Здравствуйте. :) Большое спасибо, почту за честь. :)

"Вот один, сделанный, правда уже после затмения, но в ту же ночь. (Качество хромает - снимал через бинокль:)"

Почему же, неплохой снимок. :)

"Кстати, уже не первый год мечтаю купить телескоп для балконного пользования... Не знаю с какой стороны к этому вопросу подойти... Не могли бы Вы посоветовать что-то для необремененного астрономическими познаниями романтика? Я был бы Вам очень признателен!"

Ох, к сожалению, "с ходу" посоветовать ничего не могу. Любительской астрономией я никогда не занимался (да и, честно говоря, в "большие" телескопы тоже давно уже не смотрел, увы). Но я поспрашиваю знакомых любителей, а потом Вам напишу, хорошо?

(no subject)

Date: 2004-05-14 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] activate.livejournal.com
Спасибо большое за ответ. За любой совет буду признателен!

(no subject)

Date: 2004-06-02 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bvi.livejournal.com
Я тут весь май проездил, ЖЖ был недоступен, а сейчас просматриваю избранных френдов, и до Вас вот добрался, так что извиняйте, что с запозданием...
А вопросик у меня про последнее изображение с четырьмя лунами. Не скажете, каково происхождение этого изображения? Шутка? Или какое-то наложение?

C возвращением!

Date: 2004-06-03 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] m61.livejournal.com
Удачно съездили? :)

А последняя фотография - и то, и другое. :) Она представляет собой результат четырех последовательных экспозиций на один кадр. Продолжительность каждой - одна секунда, промежуток между экспозициями - тридцать минут.

Re: C возвращением!

Date: 2004-06-04 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] bvi.livejournal.com
Ага! Нечто подобное я и предполагал, только облака смущали.
Съездил я замечательно! Книжками затарился под завязку, дисков 50 со всякой информацией записал, пообщался душевно в Питере и Перми, в общем, весьма доволен. И погода везде была приличная, и люди.
From: [identity profile] m61.livejournal.com
А подробный рассказ о путешествии? Страсть как интересно! :))
From: [identity profile] bvi.livejournal.com
Да я как-то не мастер описывать подобные мероприятия. Наверняка что-нибудь перевру. "Ещё обидится кто-нибудь..." :)
Опять же, многое проходило в пьяной дымке, потому как грешен, использую свой выход из обыденности на полную катушку. А это уж совсем Искажённый Мир получается. Не знаю, не знаю...
Page generated Jan. 12th, 2026 04:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios